Британская архитектура для чайников: эксперты объясняют, как тут все устроено

  • Обзоры
  • 07 Июн 2024 в 09:14
image

Виталий Злобин, практикующий архитектор, блогер, автор книг и пособий — Какие исторические стили существуют в британской архитектуре?

— Первый стиль, который выделил Британию из мирового архитектурного бэкграунда, став ее визитной карточкой,— это стиль Тюдоров. В конце XIV века он завоевывает английские города, а затем и пригороды. За ним наступила эпоха палладианства, когда Британия, в числе других европейских стран, поддалась влиянию классической архитектуры, вдохновленной итальянским Возрождением.

На протяжении нескольких веков дворцы строились именно в классическом стиле. Во второй половине XVIII века появился георгианский стиль (говоря об английском стиле, многие подразумевают в первую очередь именно его). Это стиль молодой Англии, набирающей мощь, и он возник одновременно с новым сословием — средним классом, нуждавшимся в собственном архитектурном стиле и типе жилья.

Дело в том, что дворянство продолжало строить для себя поместья и усадьбы в классическом стиле, слишком дорогом по воплощению для среднего класса. Конечно, за основу нового стиля были взяты лекала палладианской архитектуры (люди всегда копируют более богатых), но с заметными упрощениями. К примеру, в георгианской архитектуре практически отсутствует лепнина, но остались такие рудименты классического стиля, как портик, карниз, обрамления окон. Для георгианского стиля характерна симметрия: части дома справа и слева от входа зеркально повторяют друг друга — получается симметричный фасад со входом по центру.


Во второй половине XIX века, во времена правления королевы Виктории, появился викторианский стиль — он имеет несколько подстилей, складывавшихся под влиянием разных королевских особ (стиль короля Якова, стиль королевы Анны).

Это один из немногих стилей, завоевавших весь мир, что обусловлено и величием Англии, и ее влиянием на другие страны, многие из которых были ее колониями. Поэтому викторианская архитектура вобрала в себя мотивы различных этносов — африканского, индийского, египетского — и приобрела характерную пестроту.

С началом промышленной революции стиль обогатился еще и техническими конструкциями и новыми материалами (появился металлопрокат, стекло). Особенно популярным викторианский стиль был в США — именно к нему относятся «пряничные домики» с контрастными украшениями (контраст был в том числе и цветовым). Влияние викторианской архитектуры сохранилось и в начале ХХ века, но социальные перемены и события после Первой мировой войны повлияли на архитектуру 1920–1930-х годов — в первую очередь это коснулось Европы и России. Англия осталась в стороне от авангардных течений, и здесь упор делался на строительство типового жилья для рабочих (особенно его не хватало в крупных городах).

После Второй мировой войны все силы были брошены на восстановление разрушенных бомбежками зданий, поэтому до 1960–1970-х годов история архитектуры Англии не отличалась какими-то знаковыми событиями. Позже появилось много известных архитекторов (например, Норман Фостер, Джеймс Чепмен), но они в большей степени занимались общественной, промышленной архитектурой.

По моему мнению, их популярность во многом обусловлена международным влиянием Британии и распространенностью английского языка. Они реализовали большое количество проектов по всему миру, в том числе в ОАЭ (это бывшая британская колония, и в Дубае британское архитектурное воздействие до сих пор ощутимо) и Китае (много объектов было построено к Олимпиаде в Пекине). Они привнесли в мир технократический подход: английская школа архитектурного проектирования очень наукоемкая. — В чем плюсы и минусы английской архитектуры? — Из плюсов — рациональность, практичность и универсальность.

Эти качества отличают большую часть стилей, появившихся в Англии. Например, стиль Тюдоров — из-за массового строительства на острове стал заканчиваться лес, и старый, бревенчатый способ строительства домов (log house), когда бревна наваливали друг на друга, заменили деревянным каркасом: стволы деревьев устанавливали вертикально и связывали их горизонтальными перемычками. Так появилась первая в мире жесткая пространственная конструкция, позволявшая также строить дома выше двух этажей, что было хорошим выходом из-за плотности застройки и нехватки свободных площадей на острове.

Георгианский стиль — в Англии не было централизованного отопления, поэтому здесь придумали печи с очагами на каждом этаже, которые топились одновременно для обогрева домов (закрытый дымоход изобрели еще при Тюдорах, до этого дома топили по-черному).

Рустика, или руст,— это декор (встречается и в классической архитектуре): заказчики любят делать на углах домов гипсовые накладки в виде лепнины, но в историческом варианте это не декорация, а каменное усиление углов кирпичных стен.

Викторианский стиль — комплексное применение стекла, чугунного литья, впервые появились металлические стальные колонны и балки. Это сложные дома с использованием новейших для того времени достижений науки и техники. И в этом смысле английский подход не изменился: он по-прежнему основан на инженерной мысли и желании строить ультрасовременные здания с применением последних достижений.

Например, Норманн Фостер в своих проектах всегда старается применить какие-либо технические новинки (это фишка его архитектурных проектов).

Если говорить о проектировании частных домов, то мне нравится барнхаус («barn» переводится как «сарай, амбар») — это эклектичный архитектурный стиль, появившийся в начале 2006 года в ряде английских проектов, он в основном используется в загородном строительстве. Дома в стиле барнхаус по форме действительно напоминают хозяйственные постройки: вход с разных сторон здания, внутри огромное открытое пространство (кухня, столовая, гостиная). Дизайн вторичен, на первом месте техническое ноу-хау — прагматичный подход к строительству жилья, позволяющий сделать жизнь человека более рациональной, а значит, улучшить ее качество.

Новый английский тип жилья популярен и в России. Относительно минусов — из-за прагматического подхода часто забывают о потребностях людей (инвалидов, малоимущих). Раньше в Британии была сильная сегрегация и бедность, социальное жилье появилось только в 1950-х годах. Дороговизна — недостаток современной английской архитектуры, частично связанный со стоимостью строительства в стране (оно здесь одно из самых дорогих в мире). Несмотря на прагматичный и технократический подход в общественной архитектуре, частное строительство остается консервативным, и новые технологии в нем приживаются тяжело.

— Какой архитектурный стиль наиболее распространен, а какой наиболее ярко отражает британский стиль жизни? — В наше время границы между стилями стерты: мы живем во времена эклектики и дизайна. Архитектура давно умерла, нет жестких регламентов, поэтому выделить один стиль как визитную карточку Англии нельзя. Можно говорить о собирательном образе английского дома. Во-первых, основной материал — это кирпич или камень, причем вне зависимости от локации. В какой бы стране англичане ни строили, они выберут кирпич. Это в менталитете, как и у русских: дом должен быть капитальным. Во-вторых, большое внимание уделяется планировке (практичность): обоснован каждый квадратный метр, инженерные системы продумываются с точки зрения экономии ресурсов, современный дизайн.

В Англии сильные школы дизайна, и в частном жилом домостроении дизайн давно заменил архитектуру. Довольно часто архитектурный проект делают стандартным, типовым, а в отделку вкладываются по максимуму: оригинальный материал, стильный вход, большие панорамные безрамные окна (мировой тренд) с приточно-вытяжными системами для вентиляции. Сейчас и в Англии, и в континентальной Западной Европе популярна реконструкция старых зданий, и если бы меня попросили назвать самый интересный дом, то на ум мне приходят только реконструированные дома.

Мне нравится сочетание истории и ультрасовременных материалов — кстати, это тоже пример прагматичного подхода.

— Какой из британских архитекторов вам нравится и почему?

— Мне нравится Патрик Бредли, он наиболее яркий представитель английского подхода. Он создает современные дома с национальным колоритом, в основном барнхаусы, и стильно решает вопрос отделки фасада. Может быть, всего два, максимум три материала, и смотрится это лаконично. И я уважаю такой подход, когда минимальными средствами достигают максимального результата. Фото: wikimedia.org. Проект Захи Хадид — Лондонский центр для занятия водными видами спорта

— Кто из английских архитекторов приобрел наибольшую мировую славу?

— Заха Хадид — один из самых известных британских архитекторов. Она оставила после себя мощное наследие, которое продолжает продвигать ее идеи. И Карим Рашид, английский дизайнер, перевернувший мир промышленного дизайна.



https://www.kommersant.uk/articles/angliyskaya-arhitektura-istoriya-i-realnost